Хундертвассер Марки и телефонные карта
Необыкновенное чудо Эти слова приложимы ко всему, что создавал художник и архитектор сказки Хундертвассер Необыкновенный художник родился в 1928 году. Мать была еврейка, отец – австриец. Когда мальчику исполнился год, отца не стало, его воспитывала одна мама. Для нее сын был всем.
В 1936 году в возрасте восьми лет мать отдает мальчика в венскую школу, в которой учили по особой методике, получившей название по имени итальянского педагога и мыслителя Марии Монтессори. Согласно ей ребенок сам выбирает материал, с которым ему интересно, сам выбирает темп, ритм и направление, в котором развивается.
Индивидуальность ребенка – главное, родители и воспитатели – только помощники и ни в коем случае не диктаторы, не критики и не главные. Система Монтессори исходит из того, что ребенок – свободен и стремится к автономии, которые надо всячески поощрять и уважать, а не подавлять. Кроме того, мир ребенок познает не через мышление, а через чувства. В лице уникального и необыкновенного художника Хундертвассера методика принесла свои необыкновенные плоды.
Мама и сын
Во время войны погибли почти все еврейские родственники семьи – 69 человек, а родная тетя и бабушка были сожжены. После совершеннолетия мать Хундертвассера должны были депортировать. Но 1946 году, когда юноше исполнилось 18 лет, уже шел Нюрнбергский процесс и были другие времена.
Мать старалась всячески отвадить юношу от профессии художника, говоря, что при такой профессии он всегда будет ходить голодным. Но это не убеждало. В двадцать лет он поступил в Венскую академию художеств, но проучившись три месяца, сбегает в Италию, а потом – в Париж. Он берет псевдоним и превращается из Фридриха Штовассера в Фриденсрайха (богатый миром) Хундертвассера.
Хундертвассер. Париж. 1954 год (25 лет)
А дальше были голод и мытарства: денег не было, ходил по знакомым, прося, чтобы его пустили переночевать. Ходил с баночкой из-под фотопленки, в надежде, что ее наполнят сахаром или маслом. Месяцами жил на одной чечевичной похлебке.
Но через пять лет он наконец получает первый контракт от галереи и покупает на эти деньги старенький автомобиль, неотапливаемый дом во французской глухомани и пишет: «Купил машину и дом, занимаясь ремеслом художника». Через тридцать лет, в 1976 году, он снова повторит:
«Быть художником — это замечательно.
Быть художником — это хорошо,
Художник свободен и неограничен,
И независим,
У художника нет начальника,
У художника много времени для созерцания…»
Быть художником — это хорошо,
Художник свободен и неограничен,
И независим,
У художника нет начальника,
У художника много времени для созерцания…»
- Эгон Шиле. Автопортрет художника
Так в двадцать пять лет к нему постепенно приходит успех. Хундертвассер был самоучкой, шел наощупь: сильное влияние на него оказал австрийский художник-экспрессионист Эгон Шиле, умерший в 28 лет, а в области архитектуры - Гауди.
Начинал Хундертвассер как график и как художник, свою концепцию он выражал в Манифестах, выступлениях и статьях, в которых его идеи звучали так же необычно и необыкновенно, каким был сам художник.
Уже в двадцать пять лет он понял и осознал, что прямая линия ведет к смерти и человека, и человечества. Любимой становится спираль, круг, все, что не имеет отношение к прямой линии.
Хундертвассер. Графика
В тридцать лет он пишет «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре», выступая против прямолинейности в архитектуре и графике. Еще через десять – манифест «Право на третью кожу».
С ним он выступает в Мюнхене перед изумленной публикой в обнаженном виде (вместе с двумя обнаженными девушками), отстаивая право на иную архитектуру, индивидуальную и свободную, не прямолинейную и стандартную, а уникальную и яркую.
- Выступление в Мюнхене с манифестом "Право на третью кожу"
В подтверждение своей философии он устраивает в Гамбурге перформанс: начинает рисовать кривую линию-спираль от самого низа, по стенам и далее ввысь, поднимаясь к самому центру потолка, где линия должна была найти свое завершение.
Перформанс длился два дня. Когда отключали свет, художник и два его товарища работали при свечах. Но им не дали закончить: когда линия была уже на высоте 2,5 метров, перформанс насильно прервали. Хундертвассер в знак протеста ушел из Гамбургского университета, где он преподавал.
- Хундертвассер. Графика
Его графические работы очень яркие, полны спиралевидных линий, в них есть что-то от Ван Гога и сюрреализма, от экспрессионизма и абстракционизма, но, смешав их, Хундертсвассер создал свой неповторимый стиль, основу которой составляет неизменная спираль.
С сорока пяти лет художник начинает увлекаться архитектурой и создает свой стиль, который корнями уходит в архитектуру Гауди, но все-таки этот стиль только Хундертвассера с его экологической программой, стремлением соединить природу и человека, отойти от прямой линии и серых чистых стен.
Дом – это дом окон, а не стен. Танцующие окна должны быть разными, разной величины и формы: от маленьких до больших. Крыши и колонны украшаются маковками, стены расписываются цветной мозаикой.
Архитектор-сказочник создал почти сорок уникальных проектов, среди которых Дом Хундертвассера в Вене, Кунтсхаус – выставочный зал в том же городе, где художник жил и где сегодня действует постоянная выставка его графических работ.
Он делает редизайн старых промышленных зданий, заводских труб и даже туалетов, оформляет фасады котельной и ткацкой фабрики. Создает уникальный проект курорта Блюмау в месте, где геологи вместо нефти нашли источник минеральной воды и решили замуровать его в бетоне. Энтузиасты и Хундертвассер превратили его в уникальный памятник искусства и красоты.
Хундертвассер делает проекты гимназий, детских садов, больниц, жилых домов, магазинов, ресторанов, общественного туалета. Последним проектом художника, реализованным уже после смерти, стал дом «Зеленая цитадель». Он считал себя архитектурным врачом, говоря, что дома надо лечить, потому что они изначально были задуманы больными.
Художник был трудоголиком и очень педантичным человеком. Все свои работы он нумеровал и издавал каталоги. Всего было издано 1008 каталогов. Он был чудаком и оригиналом, считая, что любая вещь может быть произведением искусства: марка, флаг, фишка для казино, монета, телефонная карта, если идти не от рационализма, прямой линии и голого мышления, а от чувства, человеческого тепла и участия.
- Хундертвассер. 1998 г. 70 лет
"Моим желанием всегда было – нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни. Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, потому что вещи открывают новые смыслы..."
В конце жизни Хундертвассер переезжает в Новую Зеландию, на зеленый остров, где и был захоронен в 2000 году в Саду Счастливых Мертвецов под своим любимым тюльпановым деревом. Он умер в возрасте 71 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий